• Главная
  • Приемная Избирательной комиссии

Рубрики раздела Вопрос-ответ:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации, срок полномочий указанных органов

1.1. В каком году пройдут выборы депутатов Государственной Думы России, Законодательного Собрания Пермского края и Президента России?
Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания Пермского края согласно действующему законодательству планируется провести единовременно 18 сентября 2016 года.
Выборы Президента России  согласно действующему законодательству планируется провести 11 марта 2018 года.

1.2. Я читал, что в Пермском крае глав сельских поселений  больше не избирают, а назначают. Правда ли это?
Законом Пермского края от 26.11.2014 № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» отменено правило об избрании глав муниципальных образований Пермского края на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно статье 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» по общему правилу главы муниципальных образований Пермского края будут избираться представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.  Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Исключением из вышеуказанного общего правила является порядок избрания глав в  муниципальных образованиях, имеющих статус закрытого административно-территориального образования, и в поселениях, которые являются административным центром муниципального района, в случае образования местной администрации муниципального  района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В перечисленных муниципальных образованиях главы  избираются представительным органом муниципального образования из своего состава. В настоящее время таким исключением в Пермском крае является только ЗАТО «Звездный».

2. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации

2.1. Возможно ли голосование за списки кандидатов  на выборах депутатов Земского Собрания Пермского района?
Согласно частям 1, 2  статьи 13 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" и уставу Пермского муниципального района депутаты  Земского Собрания Пермского муниципального района избираются  только по мажоритарной избирательной системе (т.е. когда избиратель голосует за конкретного человека, выдвинувшего свою кандидатуру на выборах в депутаты).

2.2. По какой системе избираются депутаты Законодательного Собрания Пермского края?
Согласно части 2 статьи 3 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края»:
- 30 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Пермского края;
- 30 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за единые списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями (политическими партиями).

3. Состав и полномочия избирательных комиссий

3.1. Вправе ли избирком Пермского края предложить поправки в законы Пермского края о выборах?
Согласно части 8 статьи 5 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» Избирательная комиссия Пермского края вправе выступать с законодательной инициативой о внесении изменений (поправок) в законы Пермского края, регулирующие права и гарантии граждан на выборах и референдумах.

3.2. Имеет ли Избирательная комиссия Пермского края срок полномочий?  Если да, то когда истекает срок полномочий действующего в 2015 году состава Избирательной комиссии Пермского края?
Согласно части 1 статьи 7 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края»  срок полномочий избирательной комиссии Пермского края - 5 лет. 
В соответствии частью 3 статьи 7 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» если срок полномочий избирательной комиссии Пермского края истекает в период избирательной кампании, в которой она участвует, срок полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.
С учетом вышеизложенного и на основании, того что действующий состав избирательной комиссии Пермского края был сформирован в 2011 году, а избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания Пермского края  планируется провести в 2016 году, то действующий состав избирательной комиссии Пермского края прекратит свои полномочия по окончанию избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания Пермского края.

4. Порядок назначения выборов

4.1. В каких случаях и в какой срок должны быть проведены досрочные выборы депутатов Земского собрания Юсьвинского муниципального района?
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Земского собрания Юсьвинского муниципального района, влекущего за собой неправомочность Земского собрания Юсьвинского муниципального района, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. 

4.2. Кто по закону назначает выборы губернатора Пермского края?
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Пермского края от 28.06.2012 № 68-ПК «О выборах губернатора Пермского края» выборы губернатора Пермского края назначает Законодательное Собрание Пермского края.

5. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации избирателей, составлении списков избирателей

5.1. Вправе ли избирательная комиссия включить  военнослужащего в списки избирателей на местных выборах депутатов, если он по месту постоянной службы, в котором проводятся выборы, не имеет прописки?
Согласно пункту 5 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, которые расположены на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей.

5.2. Вправе ли граждане Украины, постоянно проживающие на территории Пермского края, включаться в списки избирателей  и участвовать  в  выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края?
Граждане Украины не включаются в списки избирателей и не вправе принимать участие в голосовании на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края, так как согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»   правом избирать на выборах в органы государственной власти обладают только граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. 

6. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов

6.1. Вправе ли гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района?
На основании пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в связи с отсутствием международного договора, заключенного между  Россией и Германией,   гражданин  России, имеющие вид на жительство в Германии,  не имеет право выдвигать свою кандидатуру и быть избранным на выборах депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района.

6.2. Могу ли я выдвинуть свою кандидатуру на местных выборах депутатов в Земском Собрание Губахинского муниципального района одновременно в составе 2 (двух) списков кандидатов от разных политических партий?
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Вам как кандидату в депутаты  запрещено давать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одной политической партии.
При этом, согласно пункту 9 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вам не запрещено выдвигать свою кандидатуру на выборах депутатов Земского Собрания Губахинского муниципального района от одной и той же политической партии одновременно по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов.

7. Финансирование выборов

7.1. Может ли избирательная кампания кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления финансироваться за счет государственного бюджета?
Согласно статье 57 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» избирательная кампания кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления финансируется только за счет:
1) собственных средств кандидата;
2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством  запрещено использовать денежные средства из муниципального или государственного бюджета для финансирования  избирательной кампании кандидата.

7.2. Могу ли я как доверенное лицо кандидата в депутаты местного самоуправления  заключить от его имени договор на выполнение работ по изготовлению агитационных плакатов данного кандидата?
Согласно пункту 4 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ, связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, в том числе на выполнение работ по изготовлению агитационных плакатов, заключаются лично кандидатом либо уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам. На основании вышеизложенного, Вы как доверенное лицо кандидата в депутаты не уполномочены заключать от имени кандидата договор на выполнение работ по изготовлению агитационных плакатов данного кандидата.

8. Порядок проведения предвыборной агитации, информационного обеспечения выборов

8.1. Является ли законным агитационный материал, на котором изображен кандидат в окружении  малолетних детей из приюта?
Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный плакат с изображением кандидата и лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет и не являющихся близкими родственниками кандидату, является незаконной агитацией.

8.2. В нашу типографию от кандидата в депутаты  пришло предложение о заключении договора  на изготовление агитационных плакатов. В данном договоре есть условие о том, что  оплата работ производится кандидатом после дня подписания акта приема-передачи выполненных работ.  Такое условие предусмотрено избирательным законодательством или мы можем настаивать на предоплате?
На основании пункта 5 статьи 54  Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда. Таким образом, условие договора об отсрочке платежа за выполненные работы, нарушает требование действующего законодательства о выборах и в силу Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.

9. Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании. Законодательно установленные формы участия граждан на выборах

9.1. Могу ли я помочь заполнить на участке бюллетень инвалиду? Как это оформляется?
Согласно пункту 10 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вы вправе с согласия избирателя, имеющего ограниченные возможности,  помочь ему расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, но при этом, вы не должны являться наблюдателем, членом избирательной комиссии, кандидатом на выборную должность или его доверенным лицом.
Избиратель с ограниченными возможностями, нуждающийся в посторонней помощи, извещает членов участковой избирательной комиссии об этом. В соответствующую графу списка избирателей членом избирательной комиссии  вносятся ваши ФИО и паспортные данные как лица оказывающего помощь избирателю.

9.2. Можно ли заходить в кабинку для голосования нескольким людям?
Процедура волеизъявления граждан на выборах согласно Конституции  России и пункту 8 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является тайной: каждый избиратель голосует лично. Однако, присутствие постороннего лица в кабине для голосования допускается законодательством, если такой гражданин помогает заполнить бюллетень человеку с ограниченными возможностями.

9.3. Кто может присутствовать при подсчете голосов, кроме членов комиссии и наблюдателей?
Помимо членов комиссии и наблюдателей при подсчёте голосов могут присутствовать только:
1) члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;
2) кандидаты (зарегистрированные данной либо вышестоящей комиссией) или их доверенные лица;
3) уполномоченные представители или доверенные лица избирательного объединения (список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией) или кандидат из списка данного объединения;
4) представители средств массовой информации.

9.4. Возможен ли пересчет избирательных бюллетеней или они считаются только один раз участковой избирательной комиссией?
Бюллетени могут быть пересчитаны самой участковой избирательной комиссией в том случае, если результаты первичного подсчёта не сойдутся с числом выданных бюллетеней, недействительных бюллетеней и бюллетеней, опущенных в ящики для голосования. Ручной пересчёт возможен и при использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), установленных на ящиках для голосования, в случае такого расхождения.
Кроме этого решение о пересчёте голосов может быть принято вышестоящей комиссией, если в результате проверки протокола об итогах голосования участковой комиссии будут выявлены несоответствия и ошибки. Пересчёт голосов в этом случае может быть произведён как самой участковой комиссией, так и непосредственно вышестоящей.
Пересчёт также возможен по инициативе участковой комиссии, вышестоящей комиссии и суда в случае выявления существенных нарушений избирательного законодательства при проведении выборов. На практике всего несколько раз удавалось инициировать в судах вопрос о пересчете бюллетеней. И каждый раз при доставке бюллетеней в суд пришлось столкнуться с их абсолютно недобросовестным хранением. Бывали и такие случаи, когда бюллетени оказывались уничтоженными.

9.5. Уместно ли за несколько дней до выборов посетить участковую избирательную комиссию и проверить наличие себя в списках избирателей? Что делать, если себя там не обнаружишь? Что делать, если в списках имеются ошибочные персональные данные (например, неверно указан год рождения)?
Уместно, но ошибочные данные можно поправить и в день голосования. Если вы не обнаружите себя в списках, но продемонстрируете паспорт со штампом регистрации, вас обязаны вписать.

9.6. Можно ли взять на участок видеокамеру и ей там воспользоваться?
Если вы - представитель СМИ - это ваше неотъемлемое право. Если же вы простой гражданин, то Вы вправе осуществлять съемку, если она не нарушит действующее законодательство РФ об охране персональных данных.

9.7. Те, кто отбывает административный арест сроком 15 и менее суток (или подозреваемые в СИЗО), имеют право волеизъявиться? Каким образом? Им принесут в изолятор переносную урну?
Согласно Конституции РФ, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, а также лица, отбывающие административный арест, не лишены активного избирательного права. Часть 1 статьи 71 закона "О выборах президента РФ" гласит, что УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На практике это означает, что гражданину, находящемуся в изоляторе, следует заблаговременно известить УИК о месте своего пребывания, чтобы он в день выборов смог проголосовать вне.

9.8. Какой документ, кроме российского паспорта, можно предъявлять на избирательном участке для получения бюллетеня? Загранпаспорт, водительские права, что еще?
Согласно части 6 статьи 69 закона "О выборах президента РФ", избирательные бюллетени выдаются избирателям "по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина". Для военнослужащих допускается голосование по военному билету. Гражданин также может предъявлять в качестве удостоверения личности специальные справки из органов внутренних дел: например, о том, что паспорт находится на переоформлении.

9.9. Каким пишущим предметом я могу заполнить бюллетень? Только шариковой ручкой? Карандашом, фломастером, губной помадой?
Согласно части 8 статьи 69 закона "О выборах президента РФ", "голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор". Чем именно вносится такой знак, в законе не прописано. Главное, чтобы к моменту подсчета голосов проставленный вами знак не был стерт. Поэтому надежнее всего пользоваться обычной шариковой ручкой.

9.10. При подсчете голосов проверяет ли кто-то подлинность бюллетеней? Не может ли случиться так, что кто-то бросит в урну для голосования фальшивые бюллетени?
Попытки возможны, однако настоящие избирательные бюллетени имеют сразу несколько отличительных признаков. На нем должны быть две подписи членов избиркома, печать УИК, приклеена специальная марка.

9.11. Кому гражданин (не наблюдатель) может сообщить о нарушениях на избирательном участке? А в ходе предвыборной кампании?
Можно пойти официальным путем и написать жалобу в Центризбирком РФ или любую другую избирательную комиссию, правоохранительные органы (в первую очередь - в прокуратуру). Альтернативный вариант - отправить жалобу в одну из негосударственных организаций, занимающихся наблюдениями за ходом выборов. Они размещают такие обращения в своих информационных банках.

9.12. Можно ли голосовать за другого человека по доверенности?
Нет, нельзя.

9.13. Если к избирателю-инвалиду в день голосования выезжают члены участковой избирательной комиссии, можно ли проголосовать родственникам, ухаживающим за больным?
«Статья 71.ч.11. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.»



<<< Вернуться к списку